[греч. ᾿Ιὼβ ᾿Ιασίτης, Μελίας], иером., визант. писатель 2-й пол. XIII в. Советник и сподвижник патриарха К-польского Иосифа I Галисиота (1266-1275, 1282-1283) в борьбе с униатской политикой имп. Михаила VIII Палеолога (1259-1282). По распоряжению патриарха И. И. со своими помощниками, в числе к-рых был Георгий Пахимер, составил весной 1273 г. «Апологию», к-рая представляет собой антилат. томос против унии и в защиту Православия (RegPatr, N 1400). Стремление к унии со стороны Михаила VIII было обусловлено сугубо политическими причинами, чего император и не скрывал от к-польского клира. После отвоевания К-поля император имел многочисленных врагов в лице латинян, болгар и князей Пелопоннеса, намеревавшихся идти походом на К-поль. В частности, целью кор. Карла I Анжуйского было среди прочего возвращение визант. столицы и восстановление Латинской империи, для чего он вступил в родственные отношения с последним лат. имп. Балдуином II и получил от него сюзеренитет над Ахейским княжеством и большинством островов Эгейского м. Имп. Михаил VIII хотел остановить нападение Карла при помощи папы. После взятия К-поля он вступил в сношения с папой Урбаном IV, потом Климентом IV, однако посольства с дарами и предложениями о соединении Церквей не увенчались успехом. Но в 1271 г. папой стал Григорий X, желавший соединения Церквей и, зная о намерении императора, тотчас отправивший послов в К-поль.
Михаил VIII призвал к себе патриарха и архиереев и уговаривал их согласиться на объединение с Римской Церковью на предложенных папой условиях, к-рые, по его мнению, не шли вразрез с каноническим правом: поминать папу в богослужении нисколько не противно Восточной Церкви, признавать его «братом и даже первым» не умаляет достоинства греков; что касается права апелляции к папе, то «в сомнительных случаях едва ли кому захочется плыть для этого за море». Особый акцент император делал на нависшей над империей зап. угрозе, но о Filioque умалчивал (в свою очередь послы в лице францисканца Иоанна Парастрона признавали равночестность употребления Символа веры с Filioque и без). Хартофилакс Иоанн Векк (впосл. патриарх К-польский Иоанн XI Векк), к-рый в то время занимал антилат. позицию, выступил с обличением латинян как тайных еретиков. Поскольку императору не удалось убедить патриарха и клир, он заточил Иоанна Векка в крепость и составил с помощью архидиак. Мелитиниота и протоапостолария Георгия (впосл. архиеп. Кипрский Георгий II) трактат, в к-ром, опираясь на цитаты, доказывал чистоту веры латинян (Georg. Pachym. Hist. V).
Этот трактат Михаил VIII послал патриарху и потребовал ответа, также опирающегося на историю Церкви и цитаты. Ответом на трактат императора стала составленная И. И. «Апология», в надписании которой он назван «учеником» патриарха Иосифа (Laurent, Darrouzès. 1976. P. 1-15, 136-301). В «Апологии» был дан ответ на 3 папских требования: признание примата Папского престола; признание права апелляции; требование поминовения папы во время совершения Божественной литургии. Составители «Апологии» заявили следующее: 1. Папе, к-рый обладает первенством в своей юрисдикции, не должно быть дела до К-поля. 2. Папа не сумел бы никоим образом пользоваться правом апелляции на канонической территории 5 патриархатов (пентархия). 3. Поминать папу на литургии значит свидетельствовать о его православии, однако он исказил Символ веры и является обманщиком и лжебратом. Поминовение папы было бы оскорблением закона Божия, т. к. его послания к императору оскорбляют Св. Дух и имеют целью разрушить «нашу святую веру». Далее в «Апологии» рассматривался имп. трактат. Текстам, в изобилии цитируемым в имп. трактате, И. И. с помощниками возражал, используя еще большее количество цитат из Свящ. Писания, сочинений св. отцов и др. церковных писателей (историков, богословов, филологов). Особое внимание в «Апологии» уделялось утверждению Михаила VIII, согласно к-рому объединение Церквей обеспечило бы мир Византийской империи, и в чем состоял бы этот мир, заключенный с богохульниками и «сообщниками армян». В заключение патриарх умоляет всех верных отказаться от союза с папой. Единственное, на что могут надеяться православные, что Бог обратит латинян и сделает их безупречными членами кафолической Церкви. «Апология» не имеет даты и подписи.
И. И. был также вдохновителем и составителем других антилатинских документов Иосифа I: «Окружного послания», в котором патриарх Иосиф поклялся не принимать унию с латинянами на существующих условиях (RegPatr, N 1401; изд.: Laurent, Darrouzès. 1976. P. 15-17, 302-305), и написанного вместе с ритором Мануилом (Максимом) Оловолом «Исповедания веры», касающегося вопроса исхождения Св. Духа (см.: RegPatr, N 1404; изд.: Laurent, Darrouzès. 1976. P. 31-33, 326-331).
В результате своей антиуниат. деятельности И. И. в 1273 г. вместе с Мануилом Оловолом был подвергнут публичным пыткам и поруганиям. Как пишет Георгий Пахимер, император велел надеть «на шеи длинные веревки сперва ему (т. е. Оловолу.- Авт.), за ним второму - Иаситу Мелию (᾿Ιασίτην Μελίαν), и так далее подряд до десяти человек, а на конце всех - племяннице его (Оловола.- Авт.) будто бы за чародейство; потом первых двух велел обвешать овечьими внутренностями со всеми находившимися в них нечистотами за то, что они непокорны царю, а ритора сверх того приказал постоянно бить по устам овечьими печенями, и в такой торжественной процессии водить их по всему городу, около же церкви подвергать их еще большему бесчестью, угрожая чрез это духовным лицам и наводя на них страх» (PG. 143. Col. 848-849). В 1275 г., после заключения Лионской унии, И. И. был изгнан в Вифинию в крепость Кавея на р. Сангарий. Дата кончины И. И. неизвестна.
С. Петридис (Pétridès. 1912) отождествил И. И. с гимнографом Иовом Мелом (Μέλης; это написание можно считать рукописным вариантом Μελίας), к-рому принадлежат «Последование» (1-е изд.: Афины, 1841; о др. изданиях см.: Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. 275-277) и Житие (BHG, N 1736; PG. 127. Col. 904-908) прп. Феодоры Артской (пам. 11 марта), жены эпирского деспота Михаила II Дуки Комнина. Второй канон службы имеет акростих «Царицу восхвалю Феодору. Иов мо[нах Мел] (Τὴν βασίλισσαν αἰνέσω Θεοδώραν. ᾿Ιὼβ μο[ναχὸς ὁ Μέλης])» (с. 13 в изд. 1841 г.). Датировка рукописи Marc. gr. II, 50 (XV в.), содержащей «Последование», делает невозможным предположение, согласно к-рому Иов Мел был автором XVII в. (см., напр.: Nicol D. M. The Despotate of Epiros. Oxf., 1957. P. 128; позднее Д. Найкол отказался от этой гипотезы в пользу датировки Жития XIII в., см.: Nicol D. M. The Despotate of Epiros 1267-1479: A Contribution to the History of Greece in the Middle Ages. Camb., 1984. P. 5). По всей видимости, служба была составлена в скором времени после кончины Феодоры, принявшей постриг после смерти Михаила II в 1267/8 г.
М. Петта, подготовивший по рукописям Гроттаферратской библиотеки (Crypt. 271, 272, 274) критическое издание цикла песнопений Иова Мела, не согласен с отождествлением последнего с И. И. (Petta. 1965).
Имя «Иов Мел» (᾿Ιὼβ Μέλης) также содержится в акростихе богородичных тропарей канона в честь перенесения мощей свт. Николая, архиеп. Мирликийского, 1-го гласа, ирмос: ᾿Αναστάσεως ἡμέραν̇ ( ), нач.: ᾿Αναστάσεως ἡμέραν εἰκονίζει σαφῶς ἡ Νικολάου μνήμη̇ (Воскресения день знаменует премудро Николая память) (Ταμεῖον. Σ. 201).
Под именем «монах Иов» (или просто «Иов» в акростихе) в рукописях также представлены:
1. Гимнографические произведения (преимущественно краткие тропари) на праздники Богоматери Ипапанты (изд.: Pitra. Analecta sacra. Vol. 1. P. 425-431), Рождества, Богоявления и Пятидесятницы (изд.: Petta. 1965); неизданный канон в честь св. апостолов Иасона и Сосипатра (28 апр.), с акростихом Μέλπω τὸν ᾿Ιάσονα σὺν Σωσιπάτρῳ. ᾿Ιώβ (Пою Иасона с Сосипатром. Иов) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: ῾Αρματηλάτην Θαραὼ̇ ( ), нач.: Μετὰ πασῶν τῶν φωτοφόρων τάξεων (Вместе со всеми светоносными чинами) (Ταμεῖον. Σ. 193), сщмч. Вавилы (4 сент.), с акростихом Σέ, Νικομηδεῦ μάκαρ, ὑμνῶ, Βαβύλα. ᾿Ιώβ (Тебя, Никомидии блаженного, воспою Вавилу. Иов) 4-го гласа, ирмос: Τριστάτας κραταιοὺς̇ ( ), нач.: Σοφία τοῦ Πατρὸς, ἐνυπόστατε Λόγε (Премудрость Отца, воипостасное Слово) (Ibid. Σ. 34). Вопрос об атрибуции этих канонов Иову Мелу является открытым.
2. Неизданное сочинение в 26 главах, название к-рого «Περ ὑποθέσεων ἀναγκαίων» мало что говорит о содержании (Аth. Vatop. 286, XIII в.).
3. Неизданная служба в память св. прав. Иова (Дуйчев греч. 16 (Kosinitza 192), XV в.); в этой же рукописи содержатся гекзаметры в честь «божественного Златоуста», сочиненные «Иоанном Грешником (Амартолом), впоследствии названным Иовом». Если речь идет об одном и том же человеке, это указывает, вероятно, на то, что «монах Иов» носил мирское имя Иоанн.
Принадлежность И. И. экзегетических сочинений, приписываемых некоему Иову Амартолу и посвященных псалмам 1-15 (см. введение: PG. 158. Col. 1053-1056) и 7 таинствам, центральным из к-рых является таинство Священства (издано Хрисанфом, патриархом Иерусалимским, в 1715), хоть и вероятна, но в наст. время не может быть окончательно доказана. Однако в пользу отождествления Иова Амартола и гимнографа Иова Мела говорит еще одно неизданное сочинение Амартола, а именно тропари, посвященные 7 таинствам. В рукописи Ath. Vatop. 47, содержащей эти тропари, непосредственно перед ними размещен комментарий митр. Артского Христофора на Слово свт. Симеона Фессалоникийского о священстве.
Также по рукописям известен цикл стихир-подобнов на праздник Сретения Господня, в акростихе к-рых 11 раз повторяется имя ᾿Ιώβ (Pitra. P. 425-431). Ж. Б. Питра считает их автором Иовия Монаха, церковного писателя VI в. (Idem. P. 425; см. также: Émereau. P. 200; Τρέμπελας. Σ. 122-123). Петридис также отрицает причастность И. И. к составлению этих стихир, но в отличие от Питра приписывает их авторство не Иовию Монаху, а Иову, иерусалимскому спудею, прибывшему в 813 г. в К-поль вместе с Михаилом Синкеллом и со святыми братьями Феофаном и Феодором Начертанными (Pétridès. P. 47-48; см. также: Веck. S. 518).